Украинский Рабочий

05:28Как выбрать идеальную демо-версию игры Aviator: полное руководство

13:49Надійне транспортування хворих по Україні з клінікою «Експерт»

Выборы-2018: Путин может хранить интригу до 8 декабря

02.06.2017 19:13

Выборы-2018: Путин может хранить интригу до 8 декабря

В беседе с журналистами французской газеты Le Figaro, Владимир Путин отказался однозначно ответить на вопрос о своем участии в президентских выборах 2018 года. Он назвал вопрос о кандидатах преждевременным. При этом Путин сделал акцент на необходимости строго следовать закону, сообщает http://god-zmei.ru/.

«Все люди, которые имеют на это право, все люди, которые пройдут соответствующие, предусмотренные законом процедуры, безусловно, могут и будут принимать участие, если они этого хотят, в выборах всех уровней: и в законодательные собрания, и в парламент, и в президентских выборах», — цитирует его слова Le Figaro.

Также Путин высказал убеждение, что все последние избирательные кампании в России проходили в строгом соответствии с конституцией страны. «И я сделаю всё для того, чтобы обеспечить проведение избирательных кампаний 2018 года таким же образом — повторяю еще раз, в строгом соответствии с законом и Конституцией», — сказал президент.

И, кстати говоря, заявить о своем желании участвовать в выборах Владимир Владимирович может, как того требует закон, не раньше чем за сто 100 дней до начала выборов, и это может случиться только 8 декабря. Так что интрига еще может сохраняться очень долго.

Отметим, что электоральный рейтинг действующего президента чрезвычайно высок. По данным опроса «Левада-центра» от 29 мая, 82% из тех, кто пришел бы на избирательные участки, готовы проголосовать за кандидатуру Путина. Рейтинг его конкурентов на порядок ниже: Жириновский — 8%, Зюганов — 4%, Навальный — 2%, Касьянов и Явлинский — по 1%.

Характерно, что две трети респондентов (66%) хотели бы видеть Путина на президентском посту и после 2018 года. Причем 56% вообще не видят ему замены.

— Заметно, что резко выросла ориентация респондентов на безальтернативность действующего президента, — говорит руководитель отдела социально-политических исследований «Левада-центра» Наталья Зоркая. — Если сравнить последний результат с 2007 и 2011 годами, то видно, что до «болотных» протестов уровень одобрения Путина падал, а после их подавления и особенно после присоединения Крыма, он вырос до небес. Если в 2012 году многие считали, что может появиться новый человек на вершине власти, то сейчас все строго наоборот.

— Видимо, одной из причин такой картины является противостояние России и условного Запада. Многие воспринимают это как холодную войну и принимают сторону…

— Отчасти, да. Произошла определенная самоизоляция страны и тоже самое произошло в обществе. Те силы, которые могли составить конкуренцию и имели потенциал, теперь маргинализированы.

Политолог Алексей Макаркин обращает внимание, что никаких признаков подготовки к возведению на высший пост в государстве нового человека не наблюдается.

— С очень высокой долей вероятности Путин будет баллотироваться. Но так уж сложилось в российской политике, что решение об этом объявляется практически перед самыми выборами. Напомню, когда выбиралась кандидатура Медведева, это был декабрь 2007 года. То есть довели интригу почти до предела. Перед следующими президентскими выборами решение приняли в сентябре 2011 года. Поэтому я бы не видел за словами Путина о нежелании раскрывать свои планы, чего-то экстраординарного. В отличие от ситуации 2007−2008 годов, сейчас действующий президент по конституции имеет право баллотироваться на очередной срок. Поэтому он, скорее всего, это право реализует.

В пользу такого сценария говорит то, что не видно подготовки «операции преемник». Вспомним, в 2007 году объявили о двух преемниках. Сначала был назван Медведев, потом на посту премьер-министра появилась фигура Зубкова. Несколько недель обсуждался вопрос: а может быть Зубков? Конечно, понятно, что все может случиться неожиданно и в короткие сроки, но пока ничего не видно.

Есть и другой момент. До присоединения Крыма был очень большой запрос людей на новую фигуру во власти. Люди говорили, что они хотят нового президента, но который был бы преемник. То есть такого, который продолжал бы ту же политику, но с какими-то дополнительными позитивными изменениями. Чтобы действующий президент его поддержал и благословил. То есть люди боялись существенных, революционных, изменений, но в то же время хотели хотя бы какие-то новшества. В том числе по персоналиям.

После Крыма это почти ушло. Теперь люди не только опасаются каких-то глобальных изменений, но и держатся за конкретного человека. Поэтому если теперь вдруг будет преемник, это вызовет в обществе непонимание. К тому же за короткий срок раскрутить нового человека сложно. Все-таки Медведева раскручивали с помощью национальных проектов. Придумали кучу проектов в той сфере, которую он курировал: в образовании, в здравоохранении, аграрном секторе и т. п. Если сейчас скажут, что будет преемником Х или Y, возникнет ситуация неопределенности, которая будет представлять для власти проблему.

— Вместе с тем, мы не раз становились свидетелями неожиданных решений власти…

— Несколько процентов вероятности того, что Путин не станет баллотироваться, все-таки имеется. Это связано с тем, что у нас высока закрытость механизма принятия политических решений. Это видно по тем же самым премьерам, которые возникали из ниоткуда: Фрадков, Зубков… Так было в нулевые годы, да и сейчас сохранилось. Поэтому для прогноза о неучастии Путина нет достаточной информации, а та информация, которая есть, говорит о том, что он почти наверняка будет баллотироваться.

— Чем, по-вашему, объясняется столь высокий рейтинг Путина?

— Тут несколько факторов. Во-первых, для части людей тема Крыма и вообще противостояния с Западом хотя и постепенно уходит, но все равно остается. И до 2018 года она полностью не исчезнет. Эта часть электората, считает, что в ситуации, когда страна находится в окружении врагов, любая критика в адрес главнокомандующего недопустима.

Другой тип избирателей исходит из принципа «царь — хороший, бояре — плохие». Причем тема «плохих бояр» все более усиливается, но «хорошего царя» она не затрагивает. Для этих людей Путин — это человек, который отвечает за политику и позволяет им самим об этом не думать. При этом спрос, если что, будет не с «царя», а с «бояр».

Это объясняется их личным опытом конца 1980-х и начала 1990-х, когда появились альтернативные выборы, люди начали принимать решения за кого голосовать, но потом часто разочаровывались. Такие люди не связывают проблемы в своей жизни с фигурой «царя». Например, если уволили с работы, то виноват либо собственник, либо чиновник, которые создали неблагоприятные условия.

Есть и третий тип избирателя, удельный вес которого будет, наверное, увеличиваться. Это люди, которые теоретически могли бы проголосовать за кого-то другого, но они не видят альтернативы. К президентским выборам отношение очень серьезное. Люди не склонны на них голосовать протестно. Они реально оценивают, кто способен быть президентом, а кто нет. Во время социологических исследований это очень заметно. «Как же можно проголосовать за Жириновского? Можно ли ему доверить страну?» — спрашивают они сами себя. На менее значимых выборах они, да, могут проголосовать протестно.

Поскольку список участников президентской гонки будет довольно ограничен и большинство из них практически никто не рассматривает как реальных кандидатов, остается действующий президент. У части общества к нему есть претензии, но они перекрываются тем, что он единственный из кандидатов в этой схеме, который рассматривается как человек, имеющий президентский потенциал. Причем, огромный. Это огромное большинство не монолитное, не однообразное, в нем есть группы, имеющие каждая свою аргументацию.

По мнению политолога Евгения Минченко, в связи с выборами в ближайшее время на первый план выйдут экономические вопросы.

— Есть такая штука, как повестка дня, которая частично формируется от запросов избирателей, а частично из тех тем, которые подкидывает реальность. Уверен, что практически безальтернативная повестка следующей президентской кампании — это экономическая реформа. Если в сфере внешней политики уровень одобрения действий Путина высокий, то по экономике, мягко говоря, успехов пока не хватает. Важно, есть рост экономики или нет. Сейчас роста нет.

Источник: http://god-zmei.ru/

2024 © "Украинский Рабочий". Все права защищены. Карта сайта.